Неправильное произношение звуков у детей — это естественная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления?
Неправильное произношение звуков у малышей — естественная особенность детской речи. Но для ребят старшего возраста — это речевой недостаток, требующий исправления. Однако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в произношении детей и не всегда их своевременно устраняют. Считают: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше, со временем научится». Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у детей, к сожалению, не единичны.
Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесняются ошибок в произношении. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, но в то же время довольно легко обнаруживают погрешности в произношении своих товарищей. Неправильное произношение звуков в собственной речи, действительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие недочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.
Среди дошкольников немало детей, которые знают недостатки своего произношения. Они болезненно относятся к своему дефекту и пытаются любыми способами улучшить свое произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин — нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмечаются и самостоятельно не устраняются.
Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на выбор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, так как у ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата устранить их не представляет особого труда.
Несовершенства детского произношения, как показали исследования, по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), речевого дыхания и т.д. обычно к пяти годам самопроизвольно исчезают.
Усвоение звуков родного языка происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки к 3—4 годам, другие усваивают их к 5-6 годам. Для правильного и своевременного усвоения звуков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которому он стремится подогнать свое произношение к произношению взрослых. Но на первых этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать, и поэтому многие звуки он опускает или заменяет другими, более легкими для произношения.
Сначала у ребенка появляются гласные звуки А, И, У, О, из согласных — П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки — Э, Ы, X. Они, как правило, усваиваются малышами и произносятся достаточно отчетливо к 2-3 годам.
До трех лет несовершенства произношения согласных звуков выражаются в их смягчении. Не у всех детей данного возраста при усвоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.
С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. К 4—5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ц, ч, щ] и, наконец, звуки [л], [ль], [рь]. При этом формирование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены.
Звуки [л], [р] появляются несколько позже остальных звуков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.
В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа» (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4—5 лет, научившийся произносить звук [ш].
В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.
Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним.
При этом необходимо постоянно следить и за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка. Но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произносимый звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации.
Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, т.е. требовать от 2-3-летнего малыша правильного произношения шипящих звуков, звука [л] или [р], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого развития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звуков.
Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему не только путем показа правильного произношения звука, но и путем организации специальных игр. Так, если у ребенка не получается звук [р], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изображением этих животных, продемонстрируйте, как они рычат, а затем предложите ребенку самому произнести этот звук. Ему можно предложить воспроизвести карканье вороны — «каррр, каррр», звонок будильника — «тррр» и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.
Для овладения детьми правильным произношением можно провести следующие игры.
Кому что надо?
Перед ребенком выкладываются картинки. Ему надо назвать изображенные на них предметы. После того как ребенок назовет все предметы, ему предлагаются загадки: «Вышла Зоя на прогулку, а на улице идет дождь. Чтобы не промокнуть, взяла она с собой... Что?» (При этом показать рукой на нарисованный зонт.) Ребенок отвечает: «Зонт». «Купила Зина цветы, принесла их домой, а куда их поставить, не знает. Давай ей поможем. Чтобы поставить цветы, нужна... Что?» (Показывает нарисованную вазу.) «Дети гуляли в лесу и собирали грибы... Во что?»(Показать корзинку.) И т.д.
Отгадай, чего не стало
На стол ставится четыре предмета, в названии которых есть звук [щ]. Ребенка просят назвать их и запомнить. После этого ему предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, которого не стало.
Какой звук есть во всех этих словах?
Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть звук [ш]: «шуба, кошка, мышь», затем спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?» Ребенок называет. Затем взрослый предлагает определить, какой звук есть в словах: «жук, жаба, лыжи» — [ж]; «чайник, ключ, очки» —[ч] и т.д.