Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Неправильное произношение звуков у детей — это естест­венная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления?

Дата: 13 сентября 2020 в 21:45, Обновлено 9 декабря 2020 в 11:04

Неправильное произношение звуков у детей — это естест­венная особенность детской речи или речевой недостаток, требующий исправления?

Неправильное произношение звуков у малышей — естест­венная особенность детской речи. Но для ребят старшего воз­раста — это речевой недостаток, требующий исправления. Од­нако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в про­изношении детей и не всегда их своевременно устраняют. Считают: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше, со временем на­учится». Случаи такого отношения родителей к недостаткам произношения звуков у детей, к сожалению, не единичны.

Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесня­ются ошибок в произношении. Они свободно общаются со свер­стниками и взрослыми, но в то же время довольно легко обна­руживают погрешности в произношении своих товарищей. Неправильное произношение звуков в собственной речи, дей­ствительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие не­дочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.

Среди дошкольников немало детей, которые знают недо­статки своего произношения. Они болезненно относятся к сво­ему дефекту и пытаются любыми способами улучшить свое произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин — нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмеча­ются и самостоятельно не устраняются.

Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный пе­риод, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на вы­бор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школь­ные годы, так как у ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении рече­вого аппарата устранить их не представляет особого труда.

Несовершенства детского произношения, как показали ис­следования, по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челю­сти, мягкого нёба), речевого дыхания и т.д. обычно к пяти го­дам самопроизвольно исчезают.

Усвоение звуков родного языка происходит в течение до­вольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правиль­но произносить все звуки к 3—4 годам, другие усваивают их к 5-6 годам. Для правильного и своевременного усвоения зву­ков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которо­му он стремится подогнать свое произношение к произноше­нию взрослых. Но на первых этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать, и поэтому многие звуки он опускает или заменяет другими, более легкими для произно­шения.

Сначала у ребенка появляются гласные звуки А, И, У, О, из согласных — П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, В, К, Г, позднее звуки — Э, Ы, X. Они, как правило, усваиваются малышами и произ­носятся достаточно отчетливо к 2-3 годам.

До трех лет несовершенства произношения согласных зву­ков выражаются в их смягчении. Не у всех детей данного возраста при усвоении звуков проис­ходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.

С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. К 4—5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ц, ч, щ] и, наконец, звуки [л], [ль], [рь]. При этом форми­рование этих звуков также проходит через определенные этапы предварительной замены.

Звуки [л], [р] появляются несколько позже остальных зву­ков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.

В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [р] со звуком [л]. Вновь появивши­еся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появ­ление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа» (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим зву­кам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4—5 лет, на­учившийся произносить звук [ш].

В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваива­ют все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.

Для своевременного и правильного усвоения звуков в про­цессе речевого развития малышу необходимо помогать преодо­левать несовершенства произношения путем постоянного об­щения с ним.

При этом необходимо постоянно следить и за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка. Но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произносимый звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, по­пытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации.

Нельзя ускорять темп речевого развития ребенка, т.е. требо­вать от 2-3-летнего малыша правильного произношения ши­пящих звуков, звука [л] или [р], которые обычно формируются в более позднем возрасте. Чрезмерное ускорение речевого раз­вития может привести к полному отказу ребенка говорить или к искаженному произнесению звуков.

Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему не только путем показа пра­вильного произношения звука, но и путем организации специ­альных игр. Так, если у ребенка не получается звук [р], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изобра­жением этих животных, продемонстрируйте, как они рычат, а затем предложите ребенку самому произнести этот звук. Ему можно предложить воспроизвести карканье вороны — «каррр, каррр», звонок будильника — «тррр» и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.

Для овладения детьми правильным произношением можно провести следующие игры.

Кому что надо?

Перед ребенком выкладываются картинки. Ему надо на­звать изображенные на них предметы. После того как ребенок назовет все предметы, ему предлагаются загадки: «Вышла Зоя на прогулку, а на улице идет дождь. Чтобы не промокнуть, взяла она с собой... Что?» (При этом показать рукой на нарисованный зонт.) Ребенок отвечает: «Зонт». «Купила Зина цветы, принесла их домой, а куда их поставить, не знает. Давай ей поможем. Что­бы поставить цветы, нужна... Что?» (Показывает нарисован­ную вазу.) «Дети гуляли в лесу и собирали грибы... Во что?»(Показать корзинку.) И т.д.

Отгадай, чего не стало

На стол ставится четыре предмета, в названии которых есть звук [щ]. Ребенка просят назвать их и запомнить. После этого ему предлагается закрыть глаза. Взрослый убирает один из предметов. Ребенок открывает глаза и называет предмет, кото­рого не стало.

Какой звук есть во всех этих словах?

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть звук [ш]: «шуба, кошка, мышь», затем спрашивает: «Какой звук есть во всех этих словах?» Ребенок называет. Затем взрослый предлагает определить, какой звук есть в словах: «жук, жаба, лыжи» — [ж]; «чайник, ключ, очки» —[ч] и т.д.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.