Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Формируем графические навыки у старших дошкольников

Дата: 8 декабря 2020 в 13:40
<article>

Формируем графические навыки у старших дошкольников

       В последние годы появились дидактические материалы, направленные на формирование графических умений у дошкольников: штриховки с достаточно сложными видами линий; обведение контуров различной конфигурации; написание письменных букв; рисование силуэтов по клеточкам и т.д. Однако,  формирование навыка письма -  задача начальной школы. В дошкольном учреждении проводится лишь подготовка руки  к письму средствами изобразительной деятельности. 

      Овладение графическими умениями  стимулирует развитие детского творчества, способствует проявлению творческих качеств личности. Овладение графическими умениями в дошкольном возрасте имеет большее  значение для последующего обучения. Показатель функциональной готовности ребенка к школе,  обеспечивающий освоение им основ правописания -  развитие координированности движений, в т.ч. мелкой моторики руки.  Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный  орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки  определенного уровня и направленности, специальные двигательные и  графические умения.

       Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов

приводит к  трудностям в освоении навыков письма: неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. Неподготовленность к письму, низкий уровень развития двигательных  координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений грозят  развитием негативно-напряженного, тревожного состояния ребенка в школе. Условия и предпосылки для формирования навыка письма,   дальнейшего  развития творческого потенциала ребенка на более старших ступенях  образования создает использование графических игр.

       Работа по формированию у дошкольников графических умений включает в себя:

- развитие пространственной ориентации детей на листе бумаги  (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.п.);

- развитие  чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм  движений;

- развитие изобразительных умений (в процессе изобразительной  деятельности, а также с помощью графических игр).

       Ведущие направления по формированию графических навыков:  использование специальных графических игр; работа на  занятиях  рисованием.

       Содержание графических игр разнообразно: штриховка, обведение заданных  линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, закрашивание  изображений, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без  опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных  композиций по опорным знакам (точкам) и без них с учетом принципов  ритма, симметрии, написание графем (отдельных элементов букв). Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание,  зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются  функции распределения внимания (способность концентрироваться на  нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля. Формируется  представление о рабочей строке, клеточке, линейке. Выполняя графические игры, ребенок учится точно следовать инструкции и  работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения,  что  важно при его подготовке к обучению в школе.

      Применение изобразительных материалов при выполнении графических игр вариативно. На первых этапах работы уместно использовать фломастеры: они оставляют четкий след и не вызывают напряжения руки ребенка при проведении линий разной конфигурации. Цветные карандаши позволяют  выполнять изображения в цвете.Сочетание в изображении цветных карандашей и фломастеров закрепляет у детей  навыки регуляции силы нажима. При выполнении более сложных графических игр уместно использовать  простой карандаш повышенной мягкости: сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров. Карандаши должны быть хорошо заточены, иметь достаточную длину. Ручку использовать не рекомендуется.

Показ графических действий

      Обучая детей работе с карандашом, необходимо показывать правильный

прием рисования прямых линий:

  • Вертикальная- рука сверху вниз; карандаш идет перпендикулярно проводимой линии, по отношению к бумаге - наклонно.
  •  Горизонтальная- рука с карандашом внизу листа, перпендикулярно проводимой линии, движется в направлении проводимой линии (слева направо), видно все пространство движения, что облегчает зрительный контроль над направлением движения, рука имеет твердую опору на стол. 

      При закрашивании широких плоскостей карандаш больше наклонен к бумаге, получаются более широкие штрихи,  закрашивается рисунок быстрее. При рисовании мелких деталейудобнее держать карандаш почти вертикально, чуть ближе к концу, чем обычно. Лист бумаги должен лежать не у самого края стола, а выше, иначе  рука только кистью лежит на столе, локоть висит внизу, рука движется неуверенно, линия  дрожащая.

    Показ взрослым графических действий и отработка этих приемов ребенком

способствует выработке легкости, свободы движения, произвольного изменения его по мере надобности.

     При выполнении графических игр  закрепляется умение держать инструмент  свободно, легко производить им движения в различных направлениях. Для формирования навыков равномерного движения руки под контролем зрения используется штриховка. Ее правила: не выходить за контур, наносить линии в одном направлении, соблюдать расстояние между ними (не более 0,3—0,5 см).

      Упражняются дети и в рисовании изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, наклонные, волнистые линии, замкнутые формы.  Дети учатся дифференцировать силу нажима на карандаш или фломастер, совершенствуют навыки проведения линий неотрывным способом. 

      Постепенно происходит усложнение графических игр путем использования  линий более сложной конфигурации, воспроизведения узоров по клеточкам,  самостоятельного декорирования предметных изображений предложенными  элементами, в т.ч. элементами буквенных знаков. Дети упражняются в  плавном, равномерном чередовании и изменении движений руки под контролем зрения. 

       Накопление графического опыта идет параллельно с закреплением умения  ориентироваться в пространстве. Дети закрепляют приемы расположения графических элементов на плоскости, упражняются в правильном определении  направления линий и движений руки, четкой передаче конфигурации элементов  узора с учетом ритма, симметрии. Характер  графических игр меняется  от образных, конкретных изображений к условным  (использование точек, штрихов, графем). Комбинируются петельные,  зигзагообразные, спиралевидные элементы.

      Необходимо следить за освещенностью рабочего  места, осанкой ребенка, его умением правильно держать карандаш, не  переворачивать тетрадь при выполнении графических игр. 

     Во время графической деятельности детей нужно делать паузы, используя

упражнения для пальцев, рук, спины, глаз (произвольное сжимание и разжимание пальцев; элементы психогимнастики и пальчиковой гимнастики; переключение  близкого и дистантного зрения).

     Особое внимание необходимо обратить на то, как держит ребенок карандаш, не переворачивает ли тетрадь при письме или раскрашивании. Перед  началом каждого занятия взрослый напоминает ему о правильной посадке за  столом:

1.  Ступни ног опираются на пол.

2.  Поясница опирается на спинку стула, а голова и туловище слегка  наклонены.

3.  Между грудью и краем стола должен проходить детский кулачок.

4.  Локти не должны находиться на весу.

5.  Правильность расстояния от глаз до книги и тетради проверяется так: оставить локоть на стол, а кончиком среднего пальца коснуться виска. Ниже

голову опускать не надо. 

        Графические игры имеют постепенно нарастающую степень сложности. Продолжительность графических игр зависит от уровня развития и усидчивости  ребенка. Если у него возникли затруднения – необходимо объяснить задание еще  раз, начать выполнять его вместе с ним. Не стоит настаивать на выполнении  задания, если ребенок утомился. 

       Мы предлагаем использовать в работе с дошкольниками пособия, разработанные  Е.В. Горбатовой «Линия-затейница», «В гостях у строчки». В этих пособия учтены все современные  рекомендации. Учитываются физиологические и психологические  особенности детей старшего дошкольного возраста. Графические игры проводятся  в красочных альбомах, в сюжетной форме, предполагается использование цветных карандашей – одним словом, созданы все условия, чтобы сохранить положительную мотивацию для выполнения задания.

Примеры таких альбомов:

                                            Литература:

1.   Горбатова, Е.В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения  для детей старшего дошкольного возраста: пособие  для  педагогов  учреждений,  обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.В.Горбатова.- Мозырь:  ООО ИД ―Белый ветер‖, 2005.

3.   Горбатова, Е.В.  Графические игры и упражнения для детей старшего

дошкольного возраста. Тетрадь 1. Послушные линии: пособие / Е.В.Горбатова.  -  Мозырь: Белый ветер, 2005.

4.   Горбатова, Е.В.  Графические игры и упражнения для детей старшего

дошкольного возраста. Тетрадь 2. Графические узоры: пособие / Е.В.Горбатова.  -  Мозырь: Белый ветер, 2005.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в  изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 1999.

</article>

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.