Игры с палочками Кюизенера
Сегодня, речь пойдет о палочках Кюизенера. Я не буду рассказывать вам подробно, что это за набор, из скольких палочек он состоит и все то, что вы можете найти, только введя запрос в Яндексе. Я расскажу вам о том, как мы играем в них.
Изначально предполагается, что эти палочки помогут закрепить ребенку понятие числа, как бы потрогать его, но малышу очень сложно объяснить, что самая маленькая палочка – это единичка, а самая большая – десятка. Это приходит уже потом, когда и понятие числа и цифры прочно усвоено маленьким человечком. Поэтому я предлагаю начать с игр. Самых банальных и простых.
Первое, что я показала детям, так это то, что все палочки разного цвета и разной длины, без привязки к числу. Мы сравнивали палочки с карточками с цветами и учили название этих цветов, потом учились строить из них лесенки. Дети очень любили это простое занятие. Мы строили лесенки разной высоты, разной длины, ходили по ним маленькими игрушками или пальчиками. Когда научились строить лестницы через 1, стали строить через 2, т.е. палочку (1), потом палочку (3), потом палочку (5) и т.д. Когда заканчивались палочки нужной длины, а продолжать лестницу очень хотелось, то мы просто складывали новую ступеньку из имеющихся палочек.
После лестниц пришла пора составления геометрических фигур из палочек. Сначала мы обкладывали картонные геометрические фигуры палочками, постепенно убирая шаблон и учась выкладывать фигуры без помощников, потом из фигур стали составлять рисунки: домики, елочки и т.д.
Следующим этапом было создание образов из палочек. Например, играя в насекомых, мы палочками олицетворяли пчелку, и даже строили для нее домик. С помощью палочек очень интересно составлять логические последовательности от самых простых до самых сложных. Затем дети сами придумывали себе образы и строили их. Домик для мишки, колодец, кровать, цветок, бабочка, и т.д. и т.п.
Такие игры очень нравились и нравятся, так как они развивают не только пространственное мышление и фантазию, но и координацию рук и умение владеть своими пальчиками. Это же нелегко из маленьких скользких палочек выстроить объемную фигуру.
Палочки очень хорошо помогают для создания симметричных рисунков и узоров. Например, в прошлом году мы провели целое занятие про снежинки и дети с большим интересом составляли свои узоры снежинок из палочек.
Затем мы взяли готовые игры и задания, которые предлагаются к палочкам Кюизенера. В чем их смысл? Например, на листе бумаги нарисована девочка, составленная из палочек. Ребенку предлагается внимательно посмотреть, из каких палочек и как кукла составлена, а потом его просят составить такую же, но выше и в другом платье. Ребенок должен сам додумать, какие палочки взять для платья, чтобы кукла была выше и повторить всю композицию с ними. Или еще пример. В центре нарисован домик, который ребенок должен выложить с помощью палочек. А потом его просят справа построить такой же, но шире, а слева – выше. Вот и нужно ему самому о многом подумать и реализовать все. Заданий таких очень много и дети от них в восторге.
Есть и последний вид игр – альбомы с рисунками, которые нужно выложить палочками, как мозаикой. Задания делятся от самых простых к самым сложным. Но иногда на одну картинку уходит и по 40 минут, так, что тут надо набраться терпения. Мы растем и учимся новым играм и через них развиваемся сами.
Литература:
1. Новикова, В., Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7лет./В.Новикова/, - М. 2011
Подготовила: Синевич Е.В.
воспитатель дошкольного образования
1 квалификационная категория