ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ?
Делайте!
✓ Радуйтесь Вашему малышу.
✓ Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте год.
✓ Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
✓Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, начните "параллельный разговор" (комментируйте его действия).
✓ Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
✓ Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его сочувственно и внимательно.
✓ Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
✓ Говорите с малышом короткими фразами.
✓ В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
✓ Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
✓ Говорите медленно.
✓ Будьте терпеливы.
✓ Сначала спрашивайте "что"; "почему" спросите, когда малыш подрастет.
✓ Каждый день читайте ребенку.
✓ Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
✓ Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
✓ Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
✓ Поощряйте игры с другими детьми.
✓Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
✓Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
✓Приобретите пластинки или кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
✓ Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
✓ Если ребенок начал что-то коллекционировать - кораблики, машинки, крышки от бутылок - или у него появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять интерес к тому, что ему нравится делать.
✓Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся по соседству школах.
✓ Регулярно водите ребенка в библиотеку.
✓ Будьте примером для малыша: пусть он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг.
✓ Не теряйте чувства юмора.
✓ Играйте с ребенком в разные игры.
✓Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Не делайте!
✓ Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
✓ Не задавайте слишком много вопросов.
✓ Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
✓ Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
✓Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
✓ Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не так! Переделай это". ✓ Не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
✓ Не надо критиковать ребенка даже с глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
✓Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
✓ Не перестарайтесь, доставляя ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.
✓ Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста
✓ понимания:
✓ всех логических связей;
✓ всех Ваших чувств ("Мама устала");
✓ абстрактных рассуждений и объяснений.
✓Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
✓ Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.